Почему я хочу спать, а он — есть: конспект лекции про потребности мозга

Послушала очную лекцию нейробиолога Вячеслава Дубынина о том, почему мы все хотим разного — записала пару интересных мыслей.

Какие бывают потребности

Есть несколько классификаций потребностей человека, но лектор предложил ту, что придумал П.В. Симонов. Он поделил потребности на витальные (жизненно важные), зоосоциальные (взаимодействие внутри вида) и идеальные (самопознание, искусство).

Эти потребности постоянно конкурируют на уровне физиологии. Например, когда одновременно возникает потребность в еде (витальная) и в исследовании чего-то нового (идеальная), скорее всего победит первая и мы пойдем искать еду. Удовлетворение любой биологической потребности приносит удовольствие и радость — при этом мозг запоминает не только ЧТО принесло ему кайф (какая потребность выиграла), но и КАК (способ удовлетворения потребности: приготовить еду, заказать пиццу, сходить в гости к бабушке). Так мы постоянно обучаемся и накапливаем схемы действий: чтобы удовлетворить потребность Х, надо сделать Y.

Как работают

Потребности настроены у всех с разной интенсивностью. Например, мой друг спокойно пожертвовал ужином ради этой лекции, а мне было очень важно поесть. Но с витальными потребностями всё понятно, давайте про другие. В зоосоциальных потребностях есть пунктик про иерархическое поведение внутри социума. Так вот: у одних настроена высокая необходимость быть лидером, а у других — подчиняться. Первые становятся предпринимателями, начальниками, активистами. Последние — наемными работниками, а если хочется еще более жесткого подчинения, то идут на военную и государственную службу, в церковь и другие структуры с жесткой иерархией. То же самое с едой, агрессией, сном, половым поведением, ленью, защитой границ, эмпатией, саморазвитием и т.д. Собственно, это и делает нас разными.

Откуда берутся

Половина этих «настроек» передаются от родителей, 20% — зависят от гормонов и еще 30% — индивидуальный опыт. Интересно, что этот опыт начинается не с рождения человека, а с момента оплодотворения яйцеклетки. Представляете, особенности нашей нервной системы зависят (в том числе) от того, какой опыт эмбрион получил во время развития в утробе матери и всего что там с ним происходило.  

При этом при рождении наша нервная система почти пустая. Но чем более простой мозг у живого существа, тем больше инфы в него «загруженно» врожденно. Например, гусеница знает врожденно очень много о своей еде: как к ней приползти, каким она цветом, знает запах листьев. Человек же знает о еде  врожденно только то, что она сладковата на вкус (из-за лактозы) и что она белковая (в молоке мамы есть казеин). Это всё. НО: именно отсутствие врожденной информации дает нам возможность «записать» ее в мозг — это и есть способность человека к обучению. Нам нужно получить опыт, научиться, чтобы заполнить свой мозг. Например, младенец знает только вкус маминого молока. Потом он понимает, что когда его берут на руки, то он получит еду — в мозге записывается ассоциация позы и кормления. И вот как только вы его берете на руки определенным образом, он уже ищет губами мамину грудь. Потом он узнает мамин халат, учится есть ложкой, идет в магазин за едой, готовит себе что-то или ищет красную буковку М в поисках еды. Так мы учимся всю жизнь.

Интересно, что какие-то настройки невозможно изменить, а какие-то можно «натренировать». Например, лидерство или эмпатию. Меня заинтересовала эмпатия — пока ученые лишь недавно доказали, что способность сопереживать у нас встроена врожденно, на востоке ее не просто признают, а тыщу лет тренируют. Есть такая практика метта — медитация любящей доброты, которая развивает благостность, доброту к людям, сопереживание. Как-нибудь напишу об этом подробнее.

Где это используют

На удовлетворении биологически потребностей построена реклама, искусство, киноиндустрия и много чего еще. И чем больше потребностей скрыто в «продукте», тем больше шансов «пробить» наше сознание и заставить действовать определенным образом. Например, в рекламе улыбающийся человек есть йогурт — мы смотрим на него и вроде бы немножко едим йогурт вместе с ним (удовлетворяем потребность в еде). Если он ест йогурт в кругу семьи, то вот и мы уже чувствуем эту любовь и заботу (потребность в любви). Потом мы идем в магазин, видим этот йогурт на полке и говорим: «Это хороший йогурт, возьму его». И не знаем почему так произошло, отчего этот йогурт такой знакомый и почти родной, откуда это доверие — мозгу достаточно того, что он удовлетворил потребность в еде и кайфанул от этого.

К слову о кайфе, которую испытывает мозг после удовлетворения потребностей (от еды и сна до саморазвития). Преодоление страха — тоже приносит радость, Симонов отнес эту потребность к витальным. Отсюда любовь к фильмам ужаса, боевиками с хорошими и плохими парнями, компьютерные игры, спорт ( в том числе экстремальный). И теперь, когда я смотрю на этих бешеных фрирайдеров, которые раскатывают по снежным склонам каких-то невероятных гор, я знаю — это всего лишь настройки мозга в отношении потребности преодоления страха. Not a big deal))

В двух словах

Вся жизнь человека — это конкуренция разных центров потребностей. Когда конкретная потребность выигрывает и мы ее удовлетворяем — мозг радуется, запоминает этот опыт и стремится его повторять. Так мы обучаемся и всю жизнь «собираем» разные способы удовлетворения разных потребностей: изучаем как лучше спать и высыпаться, как быть эффективным лидером и сделать карьеру, путешествуем и исследуем новые локации и людей, заводим друзей или кошку, ходим на свидания в поисках партнера, посещаем театр и смотрим кино, катаемся на лыжах, рожаем детей, пишем книги или смс тому парню, планируем рацион или питаемся чем придется..Всё, что мы делаем, любим или не очень — это настройки мозга. В чем-то мы не изменимся — биологию не обмануть, но кое-что подкорректировать всё же можно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *