Школа редакторов: вторая ступень

На вторую ступень в Школу редакторов проходят 30 лучших студентов по результатам первой ступени.
Я начинала с 77-го места, а закончила на 34-м — казалось, до победы не хватило всего ничего. Но мне повезло: несколько студентов отказались от обучения и я прошла дальше. Сначала я радовалась, но потом стало страшно: а я смогу? Кажется, в наборе нас было двое-трое непрофессионалов — остальные уже работали с текстами, проектами, дизайном, СММ и другими смежными вещами. Тогда я думала, что все умные, а я лох. Сейчас я думаю также, но горжусь тем, что дошла до конца второй ступени и многому научилась.

Учебный процесс

Вторая ступень длится 11 недель. Задания идут внахлест: в понедельник выкладывают задание, на которое есть четыре дня до 00:00 четверга. В следующий понедельник появляется рецензия преподавателя и новое задание по другому предмету — срок выполнения так же четыре дня. Дополнительно к новому заданию нужно доработать предыдущее с учетом замечаний преподавателя. Итого: два задания на четыре дня.

Как и на первой ступени, школа учит самоорганизации, но на этот раз еще более жестко. Мне не хватало времени делать задания, но кто-то успевал и делать, и обсуждать их с преподавателями и одногруппниками.

Совет: освободите максимум времени, даже если его нет. Первая ступень кажется цветочками по сравнению со второй. Обычное задание второй ступени на 4 дня подобно дипломной работе на первой ступени — но тогда на нее было две недели. Напомню, что таких заданий по два на неделю.

 

Рецензии

Преподаватели пишут рецензии на работы студентов. В них — разбор типичных ошибок и крутых решений. На наших же работах показывали что плохо, а что хорошо. Но в рецензию входили не все работы. Мне часто не хватало разбора именно моего задания, но с этим не угадаешь. Тогда в условиях спешки было некогда нормально анализировать, потому что нужно было срочно что-то двигать, менять, переписывать. Пару раз я просила дополнительный разбор у преподавателей, но не по типу ленивого «скажите, что плохо», а «правильно ли мне кажется, что…» или «а вот тут надо сделать так — верно?». Я спрашивала и после выставления оценок, потому что в выходные времени на анализ было больше.

Дополнительно к рецензии задания обсуждали в чатике Телеграмма, где помимо нашего потока были преподаватели и выпускники предыдущего набора. Приятный бонус: до дедлайна можно несколько раз показать работу преподавателю или одногруппникам и попросить совет. Чаще я писала Мише Нозику, потому что вёрстка давалась сложнее всего. И, кстати: вторая ступень на 80% про вёрстку. Поэтому я троечница 🙂

Совет: делайте основную часть задания в первый день и показывайте черновик преподавателю и сокурсникам. Так вы сможете улучшить работу до дедлайна и, возможно, попасть в рецензию преподавателя.

 

Оценки

Оценка по каждому заданию складывается как среднее двух подходов — первой и второй недели. Максимум — 10 баллов. При этом баллы могут быть с десятичными, например, 3, 25 или 4,5. Учтите, что оценка второй недели после доработок не обязательно будет лучше: может быть и наоборот.

Через две недели обучения на второй ступени я перестала расстраиваться из-за оценок и стала воспринимать их как показатель прогресса. Или нет. Иногда я была настолько перегружена, что не смотрела свои баллы — просто фигачила новые задания. Сейчас понимаю, что в этом была своя прелесть.

Совет: забудьте про оценки и сосредоточьтесь на навыках.

 

Задания

Почти каждую неделю мы создавали веб-страницы с разными целями: рассказать о компании, что-то продать или развлечь читателя. Максим Ильяхов всегда задавал один вопрос: «Какое полезное действие?». Это было фундаментом любой работы — для чего она нужна? Какие задачи решает? Как будет чувствовать себя читатель на этой странице? Как управлять его вниманием? Эти и другие вопросы помогали определить структуру и наполняемость работы.

На этих же страницах мы учились верстать: выравнивали расстояния между объектами на странице, учились подбирать шрифт и оптимальное соотношение кегля и интерлиньяжа, дружили картинки с текстами и заголовками, учились располагать элементы в целом и делать «интересненько» по Нозику.

Помимо страниц и верстки, писали понимание задачи клиента, рассказ о себе для работодателя мечты, составляли лицензионное соглашение в информационном стиле. А еще придумывали и рисовали интерфейс веб-приложения — к чему я  не была готова совсем. Школа учит мыслить широко и решать задачу: главное — сделать, а как — твоя проблема. Я нарисовала несколько экранов приложения карандашом на бумаге, отдала на отрисовку дизайнеру и получила двойку. Но сделала. На последней неделе учебы не было сил даже грустить.

Пример задания: составить промостраницу курса конструирования одежды по методике Любакс для новичков.

Это мое любимая работа, потому что тема из моего мира.  В другие темы я погружалась впервые и не все мне нравились, но было интересно исследовать. Спасибо «Фактуре» и Алесе Хохряковой за то, что разрешили взять их снимки в учебных целях.

Первая итерация.

 

 

После первой итерации Максим вставил нам так, что я не понимала, как вообще попала в школу редакторов. Я ушла тихонько плакать, а потом поспрашивала Максима о своих ошибках и сделала второй подход. Работа стала чище, но все еще с ошибками. Исчезла Аксенова, которая была не в тему по стилю и задумке. Заголовок отлип от главной страницы и структура напомнила эталонную. Правки по тексту, подзагам, похожие предложения в конце, больше пользы и меньше воды. Предпродажная плашка спокойнее и понятнее.

Вторая итерация.

Совет:  анализируйте чужие работы на достоинства и недостатки. Мыслите нестандартно, если можете — мне этого не хватало.

 

Итоги

Вторая ступень дает мощный опыт верстки, общения с преподавателями-профессионалами и опять же самоорганизации.  Все остальное по чуть-чуть: текст, общение с заказчиком, законодательная сторона, самопрезентация. В школе не научат владеть фотошопом, если вы не умеете, верстать в HTML и делать «красивенько». Но есть люди, которые всегда подскажут куда за этим идти, где что прочитать и вдохновиться, на какую кнопку нажать.

На второй ступени нужно больше времени, вдохновения и мотивации. Мне не хватило всего. В какой-то момент я не смогла ответить себе честно «зачем» и учеба стала втягость. Сейчас я ответила, и счастлива, что это было со мной.

С самого первого дня мне не хватило практического навыка работы с конструктором сайта, фотошопом, иллюстратором. Мелочи, типа сделать скриншот всей страницы или задать формат в пикселях выносили мозг. Я могла просидеть целый вечер над тем, что не могу красиво обрезать картинку, технически меня постоянно что-то подводило. Часто я понимала, что знаю как хочу решить задачу в своей голове, но не знаю как ее воплотить. Поэтому делала простенькие страницы с точки зрения оформления (скучные по Нозику), но старалась, чтобы было как минимум чисто.

В школе редакторов не учат писать слова в предложения, а предложения в абзацы. И вроде бы как же так? Но здесь учат большему — отношению к тексту, как к продукту, который решает задачи; учат делать не скучно и полезно, вести проект, договариваться с клиентом и заказчиком, защищать свои права, рассказывать о себе так, чтобы тебя захотели взять на работу . Рядовой копирайтер этого не умеет. Если бы пол года назад мне сказали, что я буду верстать страницу в редимаге за 1-2 дня, двигать пиксели и думать о пользе читателя, я бы рассмеялась.

Что изменилось

Я избавилась от больного перфекционизма, освоила иллюстратор и фотошоп (для учебных задач), создала блог, прочитала новую литературу, стала обращать внимание на хорошие и плохие сайты, объявления, тексты, рекламу, дизайн, верстку. Познакомилась с классными людьми и наконец вышла из кокона и начала делать то, что люблю. Помимо этого есть и другие приобретения: от сдвига мышления до новой работы. Я все еще лох, но я знаю, что хочу и могу делать, чтобы стать лучше.

И да, на третью ступень я опять попала незаслуженно и чудом, но не пошла, по крайней мере пока 🙂

Это было больно, но круто — все как мне обещали. Спасибо!

4 ответа к «Школа редакторов: вторая ступень»

  1. Полина, огромное спасибо за статью, если хотела пользы для читателей, это точно удалось. )

    Я думаю, что у меня хорошие шансы попасть на вторую ступень, сейчас второй раз прохожу первую. ) Посоветуй пожалуйста, как ты осваивала фотошоп и иллюстратор. Я когда их открываю, хочется рыдать от ужаса.

Добавить комментарий для Оля З. Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *