Как быть заботливым руководителем: инструкция самой себе

Недавно услышала разговор начальника и подчиненного: сотрудник обратился за помощью в решении задачи, они ее обсудили и повисло неоднозначное молчание. А потом начальник спросил: «Что еще тебя тревожит? Давай обсудим». 

Это короткая иллюстрация о том, как проявляется эмоциональный интеллект в работе. У начальника явно было много других важных дел, но вместо того, чтобы проигнорировать замешательство сотрудника, он сумел уловить, что что-то не так и проявил участие. Я вижу в этом пользу по двум направлениям:

  1. Заранее выяснили, что не так и закрыли этот вопрос до того, как он существенно повлиял на работу.
  2. Сотрудник чувствует, что его готовы слушать и в следующий раз, когда возможно у него будет более серьезная проблема — не побоится прийти к руководителю.

Вообще, руководители, к которым не страшно приходить — это большая ценность и выгода для компании. Сотрудники, которых игнорируют, обесценивают и говорят «иди работай» более фрустрированы и хуже справляются с работой (=приносят меньше денег компании). Чтобы было наоборот, нужна эмоциональная безопасность — то, что важно и на работе, и в школе, и в отношениях с близкими людьми. Вряд ли кто-то чувствует себя спокойно и готов ответственно трудиться, когда не уверен в том, что его готовы спокойно выслушать и оказать поддержку вместо обвинений и ругани.

С моими первыми сотрудниками я была неопытная: не знала, как обращаться с проблемами — было проще их игнорировать. С последним сотрудником мы много разговаривали, хотя, как мне кажется сейчас, я могла быть более мудрым руководителем. Хорошо, что у меня есть шанс сделать работу над ошибками 🙂

Оставляю tips самой себе. «Как обеспечить безопасное эмоциональное поле на работе»:

  1. Чувствовать настроения и эмоции подчиненных и партнеров.
  2. Не игнорировать, а проявлять заботливое участие. Примеры речевых моделей: «Я вижу, тебя что-то тревожит — о чем думаешь?», «Мне кажется, что ты смущен — давай обсудим», «Если тебе хочется спросить что-то еще — я открыта к диалогу».
  3. Следить за тем, как я сама реагирую: также, как я считываю информацию — другие люди тоже чувствуют невербальные сигналы. Если я говорю «да, я готова поговорить», а сама съеживаюсь и тяжело вздыхаю — данные не совпадают, это не ок. Быть честной с собой и сотрудником: возможно, дело не в том, что я не хочу с ним разговаривать, просто у меня болит живот. Перенести разговор на более благоприятное время, если это уместно.
  4. Проявлять интерес, даже если нет тревожных сигналов. Нанять специалиста, который будет систематически отслеживать эмоциональное состояние сотрудников и раз в месяц общаться с ними лично (если это возможно).
  5. Говорить о том, что волнует меня: не замалчивать проблемы. Найти середину между строгостью и заботой. Хвалить публично, критиковать лично.
  6. Уметь выдерживать границы рабочих и личных отношений. Мое участие в психологическом самочувствии сотрудников не значит, что мы подружки и можно халтурить в работе. В то же время, я не хочу быть королевой в белом кресле, которая указывает как всем работать — наоборот: я готова слушать, обсуждать и помогать.

Последние два пункта — то, над чем я работаю прямо сейчас, общаясь с исполнителями-фрилансерами. Наши отношения больше клиентские, но даже здесь можно и заметить свои привычки в коммуникации, и попробовать их изменить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *